Новости







«С помощью факторинга компания может вырасти в несколько раз за год»

30 марта 2010 года

Русская факторинговая компания заключила свой первый договор в декабре 2008 года. Сегодня компания финансирует практически все отрасли, предлагая, в частности, факторинг для поставок в сети, для закупки сырья и для производства товаров Private Label.

Каким компаниям стоит обратить внимание на факторинг? Кто является вашей целевой аудиторией?

Факторинг незаменим во многих случаях — если компания растет, выходит на новых поставщиков и покупателей, расширяет свою географию, готовится к сезонному всплеску продаж. Под каждую задачу клиента у нас есть свое решение.

Есть типовые, «пакетные» решения. Допустим, вы хотите начать работу с сетевыми магазинами, но у вас не хватает денег на большую отсрочку платежа для сети. В этом случае мы можем предложить отсрочку до 120 дней и высокий начальный лимит без истории работы с сетью — 10 миллионов рублей. Или, например, для подготовки к «сезону» вам необходимо увеличить закупки сырья. Для решения такой задачи мы готовы взять ваших поставщиков на факторинговое обслуживание и профинансировать ваши закупки.

Наши «готовые решения» ориентированы, прежде всего, на потребности самих клиентов. Если же клиент приходит к нам с нестандартными задачами — мы тщательно изучаем его бизнес и готовим индивидуальное предложение. Такой подход позволяет нам обслуживать компании из разных отраслей независимо от размера бизнеса клиента. Наши клиенты есть практически во всех отраслях — продукты питания, бытовая химия, сельское хозяйство, одежда, праздничные аксессуары, детские товары, рабочий инвентарь, изделия из стекла и так далее. Ограничен прием клиентов только из двух отраслей — металлургии и строительства, которые пострадали от кризиса больше всего.

Ваши требования к клиентам отличаются от традиционных требований банков?

Основные требования к клиентам — это юридическая чистота, минимальный запрашиваемый лимит от трех миллионов рублей и готовность расти, ведь при правильной постановке бизнес-процессов с использованием факторинга компания клиента может вырасти за год в несколько раз.

Если сравнивать наши и банковские требования, то, пожалуй, одно из основных отличий — то, что мы не требуем финансовой отчетности дебиторов. Для создания резервных фондов мы используем собственную систему расчетов, банки же являются поднадзорными ЦБ РФ — соответственно, Центробанк требует обязательного создания резервов по каждому дебитору, исходя из его финансовой отчетности.

Также мы не требуем ведения расчетного счета в определенном банке, наши клиенты могут обслуживаться там, где им удобно, — это еще один плюс небанковского факторинга, так как за клиентом остается право выбора обслуживающего банка.

Елена Гладких, Русская факторинговая компания

С открытием расчетного счета в банках связано требование показать на этом счете живой оборот с дебиторами, то есть в течение двух-трех месяцев проводить все платежи покупателей через этот счет. У нас такой привязки нет, чаще всего мы финансируем клиента с первой поставки после заключения договора факторинга.

Сколько стоит факторинг в Русской факторинговой компании?

Стоимость наших услуг складывается из двух составляющих — собственно стоимости денег и оплаты управления дебиторской задолженностью. Комиссии за обработку документов у нас нет.

Процентная ставка по факторингу варьируется в зависимости от срока отсрочки, объема передаваемой «дебиторки» и качества дебиторов. Ставки начинаются от 16% — мы говорим «от», так как клиенты могут выбрать разные услуги. Безрегрессный факторинг стоит дороже простого регресса — в этом случае мы принимаем на себя риск неоплаты поставки дебитором. Самые низкие ставки, от 16%, предлагаются под поставки в сети, так как это наименее рисковый сегмент рынка.

Теоретически факторинговые компании должны были занять место банков, которые в разгар кризиса свернули программы кредитования малого и среднего бизнеса. Почему же российский рынок факторинга в 2009 году «ужался» в два раза?

В период кризиса с факторингового рынка ушли «Траст» и «Еврокоммерц», это не лучшим образом сказалось и на объеме рынка, и на репутации самого факторинга. Многие оптовые и производственные компании до сих пор боятся попадать в зависимость от факторинговой компании, так как последствия резкого прекращения финансирования были для них очень тяжелы. Некоторые наши клиенты работают сразу с двумя факторами, чтобы в случае возможного закрытия одного из факторов был запасной вариант.

В 2009 году у руководителей компаний были возможности расширить свой бизнес за счет ухода более слабых конкурентов, и факторинговое финансирование, несомненно, помогло бы им. Однако большинство компаний были нацелены именно на «выживание», а не на развитие.

Не последнюю роль в сужении рынка играет и малая осведомленность российских предпринимателей о факторинге как небанковском инструменте финансирования и покрытия кредитных рисков. Мы часто сталкиваемся с тем, что клиенты сравнивают кредит и факторинг, хотя такое сравнение некорректно.

Насколько, по вашей оценке, факторинг распространен в сегодняшней России?

Передел рынка начался во время кризиса, и это закономерно. Скорее всего, он продлится до конца года. Фактически рынок делится на несколько сегментов: одни факторы специализируются на обслуживании малого и среднего бизнеса, другие — на обслуживании крупных компаний. Потенциал рынка достаточно велик — как следствие, мы видим высокую конкуренцию факторов, особенно в Центральном федеральном округе.

Если говорить о распространенности в целом по стране, то факторинг в большей степени востребован в центральной части России. В регионах более понятным и привычным финансовым инструментом является кредит, именно поэтому мы часто сталкиваемся со сравнением кредита и факторинга. И если в ЦФО конкуренция среди факторов достаточно высока, то в других регионах факторинг представлен в основном крупными федеральными банками.


Интервью по теме