Обзоры







Факторинг: понятие, разновидности, преимущества


Развитие бизнеса требует бесперебойного финансирования. Но как быть продавцу, если покупатель не всегда может расплатиться по факту получения продукта или оказания услуги? В таких случаях на помощь придет факторинговая компания, которая возьмет должников продавца на себя и обеспечить компанию необходимыми для непрерывной деятельности средствами.

Факторинг представляет собой комплекс услуг для компаний, ведущих торговую деятельность и сталкивающихся с отсрочками платежей. Участвуют три стороны — клиент (продавец), фактор и дебитор (покупатель). Основной деятельностью факторинговой компании является кредитование поставщиков путем выкупа их дебиторской задолженности. Однако факторинговые услуги включают в себя не только собственно финансирование, но и страхование кредитных рисков и управление задолженностью клиента. Комбинацию необходимых услуг клиент может выбрать сам, в зависимости от специфики бизнеса.

Факторинговое обслуживание осуществляется по схеме: производитель заключает с факторинговой компанией (фактором) договор, согласно которому переуступает ему права требования по оплате товара; фактор сразу оплачивает производителю 60-90% стоимости товара, а когда покупатель расплатится по за товар, перечисляет остаток за вычетом комиссии за свои услуги.

Рисунок 1. «Схема предоставления факторинговых услуг при продаже товаров»


факт1.png


Источник данных: МСП Банк

  1. Клиент поставляет покупателю товар с отсрочкой платежа
  2. Клиент уступает право денежного требования по поставке фактору
  3. Фактор выплачивает клиенту до 90% от суммы денежного требования (авансовый платеж)
  4. Дебитор (покупатель) по истечении периода отсрочки платежа перечисляет деньги за поставленный товар фактору
  5. Фактор перечисляет клиенту разницу между суммой денежного требования и авансовым платежом, за вычетом комиссии за свои услуги.

Разновидности факторинговых сделок

Классификация факторинговых услуг можно провести по различным признакам. В зависимости от степени риска, который берет на себя факторинговая компания, различаются сделки с регрессом и без. Факторинг с регрессом подразумевает, что, если фактору не удалось взыскать с должника полную сумму, то клиент, переуступивший долг, обязан возместить факторинговой компании недостающие средства. При факторинге без регресса — недостающие средства запишут в убытки фактора, клиент ничего компенсировать не будет. То есть в первом случае кредитные риски ложатся на клиента, во втором — на факторинговую компанию.

В зависимости от того, уведомлен ли сам дебитор о переуступке прав на задолженность различают открытый факторинг (с уведомлением дебитора) и закрытый (без уведомления). В зависимости от времени, когда возникает денежное требование, бывает реальный (на момент подписания договора) и консенсуальный факторинг (возникает в будущем). Если стороны сделки находятся в одной стране, речь идет о внутреннем факторинге, в разных — о международном.

Преимущества факторинга:

  • Бизнес не простаивает из-за отсутствия оборотных средств. Клиент может получить деньги сразу после осуществления поставки, а не ждать, когда покупатель расплатится с учетом отсрочки платежа. А следовательно, эти средства можно пустить в оборот сразу.
  • Простота получения. В отличие от кредита, который также может покрыть временный недостаток средств, факторинг не требует залогового обеспечения. Средства перечисляются клиенту сразу после осуществления поставки с отсрочкой платежа и предоставления фактору документов (счет-фактуры, расходных документов, накладных).
  • Гибкие условия предоставления. Размер факторингового финансирования зависит только от стоимости поставленного товара, оказанной услуги. Такие факторы, как наличие положительной кредитной истории, не размер финансирование не влияют. Клиенту обычно предоставляется финансирование в размере 60–90% от этой суммы.
  • Контроль дебиторской задолженности. Клиент может получить от фактора не только необходимые для осуществления деятельности средства, но и услуги по управлению дебиторской задолженностью . А значит, непрерывным контролем над состоянием долга будет заниматься не сотрудники компании-клиента, а сам фактор. А это значительная экономия денег и времени компании.
  • Снижение рисков, связанных с отсрочкой платежей. Например, если компания осуществляет операции с валютой, просрочка платежа может грозить дополнительными потерями, так как валюта за этот период может обесцениться.
  • Темпы роста продаж увеличиваются. Непрерывное финансирование при факторинге в совокупности с эффективным управлением дебиторской задолженностью позволяет более высокими темпами увеличивать товарооборот компании.
  • Улучшение финансовых показателей компании. Это происходит за счет исчезновения дебиторской задолженности. А надежной компании в будущем будет легче найти контрагентов или получить кредит в банке.

  • Несмотря на перечисленные преимущества, факторинг имеет и ряд недостатков. В частности, это высокая стоимость факторинговых услуг. Так, стоимость факторинга включает в себя стоимость средств, которые выплачиваются фактором клиенту в виде аванса при заключении сделки (рассчитывается в процентах годовых), комиссии за оформление сделки и стоимости дополнительных услуг, предоставляемых фактором (например, по управлению задолженностью). Однако эту стоимость можно компенсировать, так как бизнес не будет простаивать из-за недостатка финансирования, а значит принесет дополнительный доход.



    Заметки по теме
    • Факторинг с регрессом
      Факторинг представляет собой финансирование под уступку денежного требования (статья 824 Гражданского кодекса РФ).
    • Что такое факторинг?
      Факторинг представляет собой финансирование поставщика в обмен на уступку долга покупателя за отгруженные товары или оказанные услуги.