Новости







Специфика факторинга в России

22 августа 2013 года
Виктор Носов, вице-президент, директор департамента факторинговых операций Промсвязьбанка

Большинство компаний, приходят к идее использования факторинга, когда традиционные средства финансирования  оказываются либо недоступными, либо неэффективными.  Расскажите, пожалуйста, в чем преимущества факторинга перед другими инструментами кредитования?

Ежегодно российский рынок факторинга демонстрирует колоссальные темпы роста. Особенно это видно по итогам работы в 2012 году, когда рынок перешагнул отметку в 1 трлн рублей. Все это говорит о том, что факторинг уже не рассматривается компаниями как продукт «последней надежды». Наоборот, узнавая обо всех  плюсах факторинга, компании все охотнее делают выбор в пользу это инструмента.

Что же касается преимуществ перед стандартным кредитованием, то, конечно, же, они есть. Но надо понимать, что это разные продукты и сравнивать их не совсем корректно – каждый продукт создан для тех или иных потребностей бизнеса. Пользуясь факторингом, клиенту нет необходимости предоставлять фактору залог.

 При факторинговом финансировании поставщик получает деньги на срок фактической отсрочки платежа сразу, не дожидаясь оплаты товара покупателем. Далее полученные средства погашаются из средств дебитора клиента, а при кредитовании – непосредственно заемщиком. Еще одно преимущество заключается в том, что размер факторингового финансирования не ограничен и постепенно увеличивается по мере роста объема продаж клиента. При кредитовании же размер лимита заранее устанавливается и прописывается в кредитном договоре на определенный сторонами срок. Сам договор на факторинговое обслуживание носит бессрочный характер – однажды его заключив, можно воспользоваться факторинговым сервисом - как финансированием, так и дополнительными опциями - в любой момент. При этом открывать расчетный счет в банке, который предоставляет услуги факторинга,   и переводить в него свои обороты не требуется, тогда как при кредитовании это обязательное условие. Ну и не менее важно то, что фактор не контролирует целевое использование полученных клиентом средств.


Какие из схем факторинга наиболее популярны в России и почему?

В России сложился довольно специфический рынок факторинга. Если на Западе наиболее распространенная схема факторинга – без регресса, то у нас доминирует факторинг с регрессом. Практически 70% рынка занимает этот вид факторинга, он востребован компаниями, хотя в последнее время мы наблюдаем, что и безрегрессный факторинг все больше стал набирать обороты. Это объясняется тем, что клиенты стали более требовательны к защите рисков от неплатежа со стороны дебиторов. При реализации этой схемы факторинга все риски принимаются исключительно на дебитора. Ну а популярность факторинга с регрессом, прежде всего, объясняется тем, что, к сожалению, российским игрокам предлагать эту схему клиентам выгоднее  за счет более низких для себя рисков. В свою очередь, Промсвязьбанк довольно активно развивает реверсивный факторинг, где инициатива заключения сделки исходит не от поставщика продукции, а от его дебитора – покупателя. Реверсивный факторинг бывает с регрессом и без регресса.


Какие проблемы на предприятии помогает решать факторинг? можно ли привести примеры из разных отраслей?

Если рассматривать отраслевую структуру, то в  первую очередь необходимо выделить торговую деятельность. Именно эта отрасль занимает наибольшую долю в обороте российских факторов – почти 67% по итогам 2012 года согласно данным АФК. Проблемы, которые существуют у сети и поставщика продукции – разные. Например, торговой сети необходимо обеспечить полный ассортимент товара на полках, получить максимальную отсрочку платежа. Поставщику же важно получить своевременную оплату за поставленный в сеть товар и планомерно увеличивать объемы своих отгрузок. Бывают и такие проблемы, когда покупатель продукции не может получить от крупного поставщика отсрочку или отсрочка есть, но она его не устраивает. Во всех этих случаях факторинг помогает решить проблемы, благодаря чему одни не имеют кассовых разрывов, получая оперативное финансирование, и тем самым расширяя сбыт своей продукции, другие – увеличивают объемы закупок, обеспечивают непрерывность поставок и т.д.

То есть можно сказать, что  те проблемы, которые помогает решить факторинг,  в принципе актуальны для любой отрасли. Если же говорить о крупном бизнесе – например о промышленных предприятиях, то их привлекает в факторинге  возможность получения дополнительных услуг, таких как управление дебиторской задолженностью, оперативное on-line получение выписок по отгруженным товарам и т.д.

Действительно, бытует мнение,  что факторинг является  продуктом в первую очередь для крупных компаний.  Может ли этот продукт быть интересен компаниям МСБ?

Безусловно, представителям компаний МСБ факторинг интересен и даже больше – именно этому сегменту бизнеса он крайне необходим. Если рассматривать предприятие МСБ в качестве поставщика, то, как правило, они не имеют необходимого по ликвидности залогового обеспечения, которое нужно  для получения кредитных продуктов в целях пополнения оборотного капитала. Более того, банки устанавливают для них более жесткие условия получения кредитов, чем для представителей крупного бизнеса, ввиду непрозрачности их финансовой отчетности, недостаточного срока ведения хозяйственной деятельности и т.д. МСБ предприятия – дебиторы, пользуясь факторингом, получают очень привлекательные условия – это и оптимизация денежных потоков, и повышение рентабельности бизнеса и многое другое
В Европе, надо сказать, факторинг является целевым продуктом именно для МСБ компаний. Российский рынок факторинга, безусловно, предоставляет МСБ предприятиям весь спектр услуг факторинговых операций. Однако именно крупный бизнес формирует спрос на более чем половину объема факторингового финансирования.

Расскажите, пожалуйста, о направлении международного факторинга, каким образом выглядит схема по предоставлению финансирования?  Почему лишь немногие факторы эту услугу предоставляют?

Особенность международного факторинга состоит в том, что один из непосредственных участников сделки – поставщик либо дебитор – находится за границей, соответственно при проведении сделки будет действовать валютное законодательство. При этом сделки могут быть реализованы как с помощью одного российского фактора (однофакторные) так и при участии зарубежного фактора (двухфакторные). В последнем случае вся деятельность ведется через международную факторинговую ассоциацию FCI. В частности, Промсвязьбанк является членом этой ассоциации с 2003 года.

В международном факторинге, в зависимости от направления внешнеторговой деятельности компании, различают экспортный и импортный факторинг. При реализации двухфакторной модели эскпортного факторинга Промсвязьбанк прибегает к услугам импорт-фактора в части управления дебиторской задолженностью и покрытия кредитных рисков по отношению к экспортным требованиям, приобретаемым у российского поставщика. При реализации импортного факторинга Промсвязьбанк выдает гарантию экспорт-фактору  за российского импортера-дебитора, который получил на условиях отсрочки платежа товар от иностранного поставщика. Благодаря этой гарантии поставщик не принимает на себя риски неплатежа со стороны дебитора, что, несомненно, хорошо сказывается на внешнеторговой деятельности двух контрагентов.

Работать на рынке международного факторинга – достаточно сложно, здесь очень важно хорошо знать все тонкости валютного регулирования и валютного контроля в разных странах.  На сегодняшний день  не все российские игроки имеют соответствующую квалификацию и могут проводить сделки по международному факторингу. Весь спектр услуг в данном направлении предоставляют лишь крупные игроки, в число которых входит и Промсвязьбанк - многолетний лидер на российском рынке международного факторинга.

В чем суть реверсивного факторинга? Насколько популярен этот новый вид факторинга у клиентов Промсвязьбанка?

Реверсивный факторинг помогает покупателю в решении такого вопроса, как получение отсрочки платежа, и даже позволяет несколько снизать  стоимость закупаемого товара. Инициатива заключения сделки в данном случае  всегда исходит от дебитора.

Среди клиентов Промсвязьбанка наиболее популярен реверсивный факторинг без права регресса, позволяющий покупателю развивать и улучшать партнерские отношения с разными поставщиками товаров и услуг. Мы финансируем поставщика дебитора, закрывая его кассовые разрывы, возникающие в процессе предоставления отсрочки платежа покупателю. Тем самым, поставщик в свою очередь может предоставить необходимую отсрочку платежа дебитору, не испытывая при этом каких-либо финансовых затруднений. Кроме того, если у покупателя уже есть отсрочка, но она по тем или иным причинам его не устраивает (короткий срок, высокая цена товара), он может ее изменить. Кроме того, поставщик, получая от банка оперативное финансирование, становится более лояльным  к покупателю, он  готов предоставлять ему более привлекательные  условия коммерческого кредита.

Доля факторинговых операций Москвы и Петербурга в общем объеме (по данным АФК)  по итогам 2012 года составляет 70 %. В чем причина низкой популярности факторинга в регионах?

Да, действительно это так. Этому есть простое объяснение. Во-первых, именно в Москве и Санкт-Петербурге сосредоточены головные офисы  крупнейших компаний России.  И именно здесь располагаются все основные лидеры рынка факторинга, которые и формируют этот самый рынок. Кроме того, до сих пор, к сожалению, в регионах информированность  о факторинге находится на низком уровне. Естественно что, когда компании необходимо пополнить оборотные средства, не имея достаточной информации о факторинге, она скорее воспользуется привычными кредитами. Также важно понимать, что на региональном уровне представлены не все факторы, обладающие широкой продуктовой линейкой и необходимыми бизнес-технологиями.

Что касается нашего опыта, то Промсвязьбанк работает по факторингу во всех крупных городах России – от Калининграда до Владивостока, и мы видим какой огромный интерес  у региональных компаний к этому инструменту. Цифры говорят сами за себя: в  2012 году наша региональная сеть по объему выплаченного клиентам финансирования обошла Москву – региональные подразделения банка профинансировали 53% от всего объема, а это свыше 100 млрд рублей.


Интервью по теме