Новости







«Мы стараемся полноценно участвовать в жизни стартапа»

24 сентября 2009 года

Александр Бобровский, директор по продуктам компании Smart Capital — о том, какие бизнес-проекты могут заинтересовать инвесторов.

Кто стоит за Smart Capital и как давно существует компания?

Компания работает около полугода, учреждена группой частных инвесторов. Хотя, конечно же, первые практические шаги в сторону создания этого бизнеса стали делаться гораздо раньше.

Какими именно проектами занимается компания?

Нам наиболее интересны проекты на стадии идеи, но возможны инвестиции и в уже работающие стартапы — все зависит от перспектив бизнеса и текущего состояния проекта. В целом, интересны именно начальные этапы, так как именно в этом случае мы можем влиять на результат, а не просто обеспечивать заемное финансирование. Мы стараемся работать по модели бизнес-инкубатора, то есть полноценно участвовать в жизни проекта, собирая команды вместе в нашем офисе, помогая решить любые проблемы — от поиска персонала и организационных вопросов до предоставления экспертизы в нужных предметных областях и помощи с выходом на рынок.

В первую очередь мы рассматриваем интернет-проекты — при относительно небольших инвестициях (от 10 тысяч долларов) они позволяют быстро, иногда уже после нескольких месяцев разработки, оценить живучесть идеи, и понять, стоит ли дальше вкладываться.

Но жестких рамок нет: это не значит, что мы не будем рассматривать другие IT-проекты, от мобильных приложений до игр. Объем инвестиций может сильно варьироваться в зависимости от состояния проекта и имеющихся наработок (если они есть).

Можете привести примеры проектов, в которые вы инвестируете?

На данный момент мы занимаемся несколькими проектами, детали и направленность которых нам бы не хотелось раскрывать раньше времени. Они находятся в стадии разработки, еще несколько проектов находятся на этапе рассмотрения.

Александр Бобровский

Как часто к вам обращаются за инвестициями? Какие проекты вызывают у вас улыбку, а какие — желание поучаствовать?

Не секрет, что большинство обращений (которых, кстати говоря, достаточно много, несмотря на то, что мы сами недавно начали работать) страдают слабой проработкой идеи. Я говорю не о наличии готового бизнес-плана — на это как раз мы и не рассчитываем — но зачастую у самого соискателя инвестиций нет понимания, что он хочет сделать и для кого, нацеливается ли он со своим продуктом в существующую рыночную нишу или создает новую и так далее.

Вероятность того, что нам вдруг принесут действительно уникальную идею, мы расцениваем как очень низкую. Развиваться новому стартапу придется на конкурентном рынке, так что адекватное позиционирование проекта, объективный взгляд на свои сильные и слабые стороны относительно конкурентов, помимо наличия драйва и людей, готовых вкладывать свое время в разработку, сильно увеличивает его ценность в наших глазах.

Сразу скажу, что скепсис вызывают стартапы, рассчитывающие на рекламную модель монетизации, полные клоны существующих онлайн-игр, сомнительные интернет-сервисы с размытой целевой аудиторией и тому подобное. Потенциально могут быть интересны B2B-сервисы, интересные технологические стартапы.

Насколько сложно получить инвестиции от вашей компании?

Формальностей немного. Нам нужно получить краткое, буквально на страницу, описание проекта, чтобы понять его суть. В каком формате это будет сделано — абсолютно неважно. Хорошо, если человек может представить динамику требуемых инвестиций, хотя бы на несколько первых месяцев. После этого обычно происходит очная встреча, где мы договариваемся обо всех условиях, затем следует разработка более формального бизнес-плана, и мы приступаем к работе.


Интервью по теме